Во время посещения сайта Официальный сайт Орехово-Зуевского городского округа вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Меню

1917 год. Орехово‑Зуево. Зимний театр

5 июля 2017 в 16:21Обновлено 29 июля 2019 в 16:55 Просмотров: 573
Зимний театр архив

В феврале 1917 года в Петрограде происходит буржуазно­демократическая революция, в результате которой царь Николай II отрекается от престола, а к власти приходит Временное правительство.

В Орехово-Зуеве, хотя тогда это были еще отдельно существующие местечко Никольское, село Орехово и село Зуево, узнали об этом не сразу, так как телеграмма об отречении царя пришла на железнодорожный телеграф, а начальство скрыло сей факт. Пусть с опозданием на несколько дней, но весть распространилась. И тут начался настоящий круговорот, когда каждый день происходили какие-либо судьбоносные события.

Партийная организация большевиков в Орехове тогда была очень малочисленной и неактивной. Поэтому решили просить помощи у Москвы и заслали туда активиста – большевика А.И. Липатова.

В это время на фабриках Морозовых проходят митинги, выдвигаются кандидаты в Совет рабочих депутатов. Совет избран, и в нем в подавляющем большинстве были представители партии кадетов, эсеров, меньшевиков, фабричной администрации и всего несколько рабочих. Формально руководил Советом рабочий Мочалов, а фактически – кадет Лоханько, владелец женской и директор мужской гимназий Белавин, следователь Альбицкий и фабричный инспектор Кудрявцев. Естественно, такой Совет решать рабочие вопросы, а они были самыми насущными, не стал. Поэтому он не пользовался у рабочих авторитетом.

Тут подоспела помощь из Москвы. Хорошо эрудированные и подкованные товарищи провели по фабрикам митинги, собрали рабочих в Зимнем театре и заставили президиум Совета депутатов отчитаться. Даже если б это был рабочий Совет, прошло слишком мало времени для того, чтобы что-то сделать (я уже говорила, что события происходили стремительно, буквально через день-два). На этом собрании Совету выразили недоверие. Чуть ли не на следующий день избирается новый состав Совета рабочих депутатов, где большинство получила партия большевиков. Председателем его стал Александр Иванович Липатов.

Этот Совет стал активно решать с фабричной администрацией рабочие вопросы, как-то: о проценте наградных к Пасхе, о военных пособиях рабочим, о повышении заработной платы, о равной оплате труда мужчин и женщин, об улучшении снабжения продовольствием, о 8-часовом рабочем дне и др. Многие проблемы, поднятые Советом, фабричной администрацией решались, но вопрос о повышении заработной платы мог быть решен только на губернском уровне, поэтому, хотя и создавались для его решения различные паритетные комиссии и пр., но решен он был только после Октябрьской революции 1917 года.

В это же время создается в Орехово-Зуеве Комитет Российской социал-демократической партии (большевиков), председателем президиума которого стал Владимир Архипович Барышников.

Орехово-Зуевский Совет рабочих депутатов и Комитет партии располагались в доме, где ранее размещалось Жандармское управление (там, где теперь остановка автобуса у магазина «Метелица»). Совет пытался получить разрешение от фабричной администрации на пользование помещениями Клуба служащих или дома, где ранее проживал В.Н. Оглоблин (но как этот вопрос разрешался – у меня сведений нет).

В городе (еще не ставшим городом) в это время формируются профессиональные союзы. Одним из первых был профсоюз служащих, в который объединились члены Общественного собрания С. Морозова, а уже потом в него влились служащие викуловских фабрик и фабрик села Зуево. Появляется профессиональный союз металлистов, потом текстильщиков. Эти две организации почти сразу же слились в одну – профессиональный союз текстильщиков. Во главе его встал инженер Лоханько.

Чуть ли не ежедневно проходят в городе митинги и собрания, многие из них – в Зимнем театре С. Мо­розова. События эти происходят в марте-апреле, зимний сезон в театре еще продолжается. Интересно, фабричная администрация сдавала театр в аренду рабочим, или рабочие брали его явочным порядком? И как это совмещалось со зрелищной работой в театре? Понятно, что летние митинги и собрания, на которых по воспоминаниям старых большевиков (С.М. Зрячкина, И.В. Бугрова и др.), собиралось до 20 тысяч человек, проходили в парке Народного гулянья господ Морозовых.

После присвоения 3 июня 1917 года статуса города объединенным селу Орехово, местечку Никольское и селу Зуево Совет рабочих депутатов, опять же при поддержке московской организации большевиков, проводит работу по выборам в Городскую Думу. 20 августа (ст. стиль) они состоялись. В Городскую Думу из 74 гласных было выбрано 56 большевиков. 10 сентября первая в истории города Дума открылась. Председателем был избран И.В. Бугров, председателем Городской Управы – В.А. Барышников. Под здание Думы взяли у администрации С. Морозова в аренду дом, где ранее проживал В.Н. Оглоблин (и Оглоблин, и Свешников, и многие заведующие и мастера мануфактур С. и В. Морозовых уже к маю уехали из Никольского: кто в Москву, а кто и в Англию).

25 октября (ст. стиль), узнав о событиях в Петрограде, Орехово-Зуевский Совет рабочих депутатов объявил себя властью в городе. Был избран Революционный комитет, поставили охрану из красногвардейцев у телефона на Почте, у местных телефонов, на станции и по всем дорогам, чтобы предприниматели не смогли ничего вывезти, например, деньги из касс фабрик, был поставлен на охрану и Банк. Издали приказ о передаче всех лошадей, принадлежащих фабрикам, в ведение РК, а также реквизировали все автомобили. Так в городе, можно сказать, бескровно, установилась Советская власть.

А что же в это голодное и трудное переходное время, когда фабрики работали не каждый день, было с культурой? Как уже говорилось выше, Зимний театр, а в летнее время Народное гулянье, были очень востребованы для митингов и политических мероприятий. Редко, но бывает, что очевидцы того времени оставляют нам документы, говорящие о давно происшедших событиях. Так, в городском музее одна любительница театра оставила программки постановок, ею просмотренных в течение двух театральных сезонов: с 1 октября 1917 года по 17 мая 1919 года.

Уже известно, что любительские коллективы – театральный, руководимый П.Ф. Шаровым, и музыкальный, руководимый А.Н. Гайгеровым, которые работали в Зимнем театре с 1912 года, были выведены в помещение старого викуловского Начального училища (во второй половине XX века – школа № 5), где открылся Дом искусств с секциями: музыкальной, театральной и художественной. А в Зимнем театре почти каждую неделю идут постановки московских театров.

Большой театр привозит оперы: «Кармен», «Демон», «Евгений Онегин», «Фауст», «Севильский цирюльник», «Лакме», «Майская ночь», «Пиковая дама», и не по одному разу. Идут концерты с участием артистов Большого театра: здесь пел В.Р. Петров, танцевала Е.В. Гельцер и др.

Малый театр ставит постановки: «Свадьба Кречинского», «Никудышники», комедии «Невольницы» и «Сыщик», «Женитьба Белугина», «Гроза», «Бесприданница», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Цена жизни», «Последняя жертва», «Огни Ивановой ночи», «Без вины виноватые», «Василиса Мелентьевна», «Горе от ума» с участием В.Н. Давыдова, «Доходное место», «Поздняя любовь» и др. Как видите, весь свой репертуар москвичи показывают на сцене Зимнего театра.

Не отстает от них и Московский Художественный театр. Ореховозуевцы могли видеть «Дядю Ваню», «Осенние скрипки», «У царских врат» с В. Качаловым в главной роли, «Дворянское гнездо», «Дети Ванюшина», «Смерть Пазухина» и др. В Центральном государственном архиве Московской области хранится записка заведующего Отделом народного образования В.В. Постникова в Театральную комиссию, датируемая 27 ноября 1918 года, в которой он просит отпустить на воскресный спектакль «Смерть Пазухина» 9 билетов в 11-й или 12-й ряд для служащих ОНО.

Как во времена Морозовых, так и после революции много спектаклей привозили не менее известные частные театры: бывший К.Н. Незлобина и бывший Ф.А. Корша. Бывший театр Незлобина в эти сезоны показал драмы «Кручина», «Казнь», «Дни нашей жизни», спектакли «Шут на троне» и «Королевский брадобрей» – не лучшие, конечно, постановки, что объясняется тем, что К. Незлобин в 1916 году передал театр Товариществу актеров, которое резко сократило постановочные расходы и уменьшило труппу, а это заметно понизило общий уровень театра.

Спектакли бывшего театра Корша – «театра комедии с драматическим или комическим оттенком», в репертуаре которого преобладали легкие комедии, фарсы с любовной интригой, больше пользовались популярностью у зрителей. Соответственно, их было и больше показано в те дни. Это – «Идиот», «Дочь улицы», «Неизвестная», «Борьба за жизнь», «Ради счастья», «Дурак», «Потонувший колокол», «Савва», «Коварство и любовь», «Змейка», «Павел 1-й», «Фарисеи», «Катастрофа» и др. Причем постановка этого театра «Неизвестная» привозилась дважды, и в первый раз было показано два спектакля, а во второй – аж три! Очевидно, она была очень интересна ореховской публике.

Помимо этих известных театров, ставили свои постановки в Зимнем Малороссийский театр, Передвижной и др., шли концерты известных исполнителей. Часть постановок (в летнее время) шла в Парке им. 1 Мая, как стало именоваться Народное гулянье господ Морозовых. Так, всем известный концерт Федора Ивановича Шаляпина, сбор от которого пошел на организацию столовой для детей рабочих, прошел именно на открытой эстраде этого парка в августе 1918 года.

Об этом же пишет известный в городе театральный режиссер – Николай Степанович Прохоров, которому в ту пору шел девятнадцатый год: «Лучшими составами артистов приезжал к нам Большой театр, Малый театр, Художественный, б. Корша, б. Незлобина. На афишах: Москвин, Качалов, Книппер-Чехова, Яблочкина, Южин-Сумбатов, Рыжова, Остужев, Блюменталь-Тамарина и даже первая народная артистка СССР Ермолова. Четыре студии Художественного театра изумляли меня своими постановками. Приезжали Нежданова, Собинов, Пирогов, Бочаров и многие другие».

Театральным коллективам было очень удобно приезжать в Зимний театр. Для Большого театра это было еще и выгодно, так как в операх пел местный хор под руководством А.Н. Гайгерова. В хозяйстве Зимнего театра к этому времени уже было достаточно много декораций, которыми могли воспользоваться приезжие артисты. Театральная комиссия, как показывают архивные источники, была озабочена необходимостью постоянного пополнения декораций для новых пьес, причем руководствовалась принципом, чтобы вновь написанные декорации были пригодны для многих пьес. Также, начиная с 1912 года, пополнялись и мебельные гарнитуры. Сохранился перечень мебели и бутафории, которые предлагались к ремонту директором Зимнего театра И.Е. Кулаковым: боярская мебель, в составе которой было даже кресло-трон Ивана Грозного, декадентская мебель, будуарная мебель: диван, кушетка, дубовый буфет, диван плюшевый, комод, кровать красного дерева, тумбы ореховые (в народном театре до сих пор в некоторых спектаклях используются две тумбы – не они ли это?), венские стулья и др. Были турецкий диван, комплект золоченой мебели, комплект розовой мебели и др.

Среди декораций упоминается серый павильон, летнее подвесное дерево, воздушный горизонт, голубой павильон, осенние подвесные деревья, лесные арки, балюстрады и др. Богатая, очевидно, была и бутафория: кубки разные, блюда, братины, ковши и многое др. В бутафории есть предмет – «лебедь», не знаю, что это, из какого материала, но Г.А. Каретников рассказывал, что долгое время уже в бытность Городского дворца культуры в кабинете директора стоял огромный фарфоровый лебедь – может, тот?

В моем понятии не укладывается сложившееся в то время положение: частые остановки фабрик из-за нехватки сырья и топлива, отсутствие в городе продовольствия, почти голод, из-за того, что из Владимирской губернии город был изъят, и, следовательно, Владимир уже не поставлял продовольствие, а Московская губерния на него не рассчитывала, и поставок из Мос­квы тоже не было. Сложные вопросы взаимоотношений Советов и фабричного начальства и многое другое – казалось бы, какие там постановки? А Зимний театр работал на полную мощь. Конечно, нет статистики посещения театра, но, поскольку он еще принадлежал фабричной администрации С. Морозова, она не стала бы работать себе в убыток. Значит, зрители были! Что это – пример древнего Рима, когда цирковыми постановками старались удержать власть патриции, или как у В. Лебедева-Кумача: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне, после боя сердце просит музыки вдвойне»?

Александра Бирюкова,
заслуженный работник культуры Московской области

В статье использованы: «Хроника революционных событий 1917 года С.М. Зрячкина из «Историко-краеведческого сборника педагогического института», вып.2; материалы историко-экономического сборника «Орехово-Зуевский уезд», 1926 г.; рукопись Н.С. Прохорова «Моя жизнь в семье, школе и театре» из фондов Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея; материалы ф.342-1-785 Центрального государственного архива г. Москвы; материалы ф.667-1-86 Центрального государственного архива Московской области.