Во время посещения сайта Официальный сайт Орехово-Зуевского городского округа вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Театр при Товариществе Никольской мануфактуры «Савва Морозов сын и Ко» начали строить в 1904 году по инициативе известного предпринимателя и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. Предназначался он не для взыскательной публики, а для неизбалованного рабочего класса.
«… С.Т. Морозов предложил администрации фабрики поскорее заняться проектом постройки постоянного зимнего театра, добавив при этом, что за деньгами по его осуществлению дело не станет». Это цитата из статьи в журнале «Театрал» № 127 за 1897 год.
5 июля 1904 года во Владимирское Губернское правление было подано прошение Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К⁰» о постройке «народного дома для развлечения служащих и рабочих на фабриках» в местечке Никольском.
16 июля 1904 года получено разрешение на постройку с условием, чтобы «театр каменный был бы разделен по капитальным стенам брандмауэрами, и все 5 лестниц были бы несгораемыми в несгораемых клетках с особыми в наружу выходами».
Театр был готов еще при жизни Саввы Тимофеевича Морозова, но долгое время стоял неотделанный. Закончить отделку театра помогла Мария Федоровна Морозова, мать Саввы Тимофеевича, которая отпустила на это дело 200 000 рублей.
Театр был построен в модном тогда стиле «модерн» из красного кирпича с металлическими оконными переплетами в фойе и на лестничных клетках. Автором проекта стал архитектор Александр Антонович Галецкий из мастерской Ф.О. Шехтеля. Проект театра был заказан Саввой Морозовым, тесно связанным с Московским художественным театром, в строительстве которого принимал участие Шехтель. Последний и рекомендовал Савве Тимофеевичу квалифицированного архитектора и инженера. При проектировании Зимнего театра Галецкий использовал наработки Шехтеля, примененные им при строительстве МХТ в Камергерском переулке в 1902 году.
Основное пространство Зимнего театра занимает зрительный зал с партером, двумя ярусами и балконами на 820 мест. Из зала двустворчатые и четырехстворчатые двери выходят в три фойе. Еще одно огромное фойе находится на втором этаже. Уникальная система вентиляции, большая сцена с суфлерской будкой и оркестровой ямой, прекрасная люстра – аналог мхатовской, чугунные лестницы с причудливой формой лестничных ограждений и деревянными поручнями, чугунные колонны в зале и в фойе.
Торжественное открытие театра состоялось 5 января 1912 года оперой М. Глинки «Жизнь за царя» силами актеров Большого театра в сопровождении самодеятельного хоросольного коллектива под руководством А.Н. Гайгерова. Первое представление любительского рабочего коллектива состоялось 9 сентября 1912 года. Был показан спектакль «В селе Знаменском» самодеятельного режиссера – фабричного инженера В.В. Трубникова. Все роли исполнялись рабочими, игравшими настолько хорошо, что они удостаивались самых лестных отзывов.
Позднее из Москвы К.С. Станиславским сюда был прислан режиссер Петр Федорович Шаров, поставивший на сцене этого театра много пьес в основном классического репертуара. Здесь были сыграны почти все спектакли, шедшие в Московском Художественном театре, с которым завязались тесные контакты. Спектакли шли в сопровождении самодеятельного оркестра, организованного Сергеем Николаевичем Корсаковым, уроженцем Орехово-Зуева и родоначальником династии музыкантов. Разнообразный репертуар, где были представлены пьесы Гоголя, Островского, Мольера и других авторов, говорит как об уровне мастерства артистов, так и соответствующей подготовке публики. Здесь почти не ставили пьес откровенно морализаторского плана, как это было в других самодеятельных театрах, а также легковесных водевилей.
События 1917 года лишь ненадолго прервали здесь спектакли. Известно, что в Зимнем театре проходили собрания революционных рабочих. В то время Зимний переименовали в Рабочий театр. В Рабочем театре проходили популярные в то время молодёжные диспуты, лекции, вечера, работала библиотека. В 1919 году в здании Зимнего (Рабочего) театра была создана театр-студия под руководством Бориса Евгеньевича Захавы. Лекции студийцам читали Е.Б. Вахтангов, М. Сарычева, А.В. Луначарский и другие известные деятели культуры и театра. По предложению Наркома просвещения ореховский театр-студия весной 1923 года был направлен на гастроли по городам Сибири.
В конце 20-х годов при Зимнем (Рабочем) театре был организован ТРАМ – театр рабочей молодежи. Театр ставил спектакли не только на сцене Зимнего театра, но и выезжал по окрестным селам и городам. А в сентябре 1936 года был создан городской драматический театр под руководством преподавателя ГИТИСа, одного из учеников
В.Э. Мейерхольда, Алексея Львовича Грипича. В репертуаре были пьесы как классических, так и современных авторов. Была отдана дань истории самого города – постановкой пьесы «Морозовская стачка», к которой были привлечены её дожившие участники. Одним из первых А.Л. Грипич осуществил постановку пьесы Н. Погодина «Человек с ружьём».
Театр прекратил своё существование в связи с началом Великой Отечественной войны. Во время войны площадку Зимнего (Рабочего) театра занимали эвакуированные из Минска и Ленинграда театры.
В послевоенные годы Зимний назывался Кинодрамтеатром: в нём регулярно показывались кинофильмы и в отдельные дни проходили гастрольные спектакли профессиональных театров.
В 1959 году в Орехово-Зуево создаётся Народный драматический театр из состава участников театральных кружков города, которых отобрала конкурсная комиссия в составе режиссера МХАТа Владимира Богомолова, заслуженного артиста России Георгия Герасимова, молодого педагога Елены Златковской и руководителя театрального коллектива ДК текстильщиков Николая Прохорова. Первым режиссером становится Елена Соломоновна Златковская. Открытие театра состоялось 23 января 1960 года: народный артист СССР Б.А. Смирнов торжественно перерезал ленточку и пригласил зрителей на первый спектакль народного драматического театра – «Продолжение легенды» по повести Анатолия Кузнецова в обработке Олега Ефремова и Маргариты Микаэлян.
В 1961 году режиссёром театра был назначен Юрий Леонидович Гринёв (1922 – 1982), талантливый ученик народного артиста СССР Ю.А. Завадского, заслуженный работник культуры страны. За 10 лет работы он создал талантливый театральный коллектив, который в 1964 году после показа впервые на сцене МХАТа имени М. Горького спектакля «На бойком месте» А. Островского, получил почётное звание «Спутник МХАТа имени М. Горького». Актриса МХАТа народная артистка России Клементина Ростовцева на протяжении многих лет была связующим звеном между двумя театрами.
В 1972 году режиссёром театра становится Геннадий Александрович Каретников, один из первых артистов, игравший ещё в спектакле «Продолжение легенды». Почти сорок лет он являлся бессменным руководителем театрального коллектива. Под его руководством орехово-зуевский Народный театр получил звание лауреата Премии Ленинского комсомола Подмосковья, пять раз становился лауреатом Всероссийских и Всесоюзных смотров народных театров страны, 11 лучших спектаклей было показано москвичам на сцене МХАТа им. Горького. В 1972 году театр принял участие в фестивале любительских театров в чехословацком городе Табор со спектаклем «Девочка и апрель» Т. Ян, а в 1990 году – в Международном театральном фестивале «Дни Чехова в Ялте» со спектаклем «Четыре шутки». Каретников был удостоен ордена «Знак Почёта», званий заслуженный работник культуры РФ, Почётный гражданин города Орехово-Зуево.
Орехово-Зуевский театр по праву называется Народным: на его сцене играют не профессиональные актёры, а люди самых разных специальностей, которые приходят на репетиции и спектакли в свободное от основной работы время. Однако наблюдая за их великолепной игрой на сцене, трудно упрекнуть коллектив театра в художественном непрофессионализме. Это действительно настоящие артисты, которые не получают ни копейки за свой титанический труд – наградой им служат лишь аплодисменты многочисленных зрителей, которые любят театр и приходят на каждый спектакль.
Начальник архивного отдела Е.В. Глебова