Во время посещения сайта Официальный сайт Орехово-Зуевского городского округа вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Меню

На пути к чемпионству

5 ноября 2020 в 10:07 Просмотров: 92
футбол архив

О зарождении отечественного футбола на Орехово-Зуевской земле рассказывает член Морозовского клуба Гамэр Баутдинов (начало см. https://vk.com/@morozov_club_oz-gde-zarozhdalsya-rossiiskii-futbol)

Одна из первых футбольных встреч по всем правилам в Никольском прошла в 1908, и вот что писал об этом Сергей Смирнов, один из местных ветеранов: «В июне 1908 года состоялся первый футбольный матч, в котором участвовали рабочие морозовских текстильных фабрик. Матч был сыгран на площадке поблизости от реки Клязьмы. Площадку с одной стороны опоясывал коровник, а с другой – так называемые «балаганы», подвалы которых были приспособлены для хранения овощей. Специальных футбольных ворот на этом «стадионе», не было, их заменяли две стойки… Одна команда, принимавшая участие в этом историческом матче, была составлена из англичан, занимавших на фабриках братьев Морозовых инженерно-технические должности, другая – из русских. За англичан играли: Я. Чарнок, А. Томлинсон, Гринвуд, Д. Белл, Гейз и другие, за русских – Ю. Хаваев, В. Мишин, А. Мишин, М.Савинцев, П. Иванов, И Ермолаев, Н. Кынин, А. Акимов и другие. Судил встречу англичанин Ольфильд… Специальной футбольной формы у игроков не было. Они выступали в своих рабочих костюмах и в старых ботинках. Только вратарь Хаваев играл в галошах, так как у него была большая семья, и он не имел лишней пары  ботинок…».

Многое из этого было в диковинку зрителям и местным игрокам, некоторые из которых, возможно, впервые прикоснулись к футбольному мячу. Неудивительно, что игра закончилась их поражением со счётом 0:11 - сказался опыт британцев. Но местные игроки извлекли уроки из этого, и уже в следующем году некоторые из них на равных с британцами вошли в состав ореховской команды.

Футбол захватил всех. Играли на пустырях и лужайках в разных районах Никольского, Орехова, Зуева, а также на площадках возле казарм. Вспоминается, как в послевоенные годы наша команда с 5-й улицы Новой Стройки регулярно играла с командой 30-й казармы на её поле. Одно из первых полей появилось, очевидно, там, где проживали британские служащие морозовских фабрик. Это косвенно подтверждается и тем, что писал В.С. Лизунов в книге «Морозовцы»: «Самый первый же каток с большой ледяной горкой был оборудован на улице, где жили английские специалисты – на Англичанке». В те времена хоккейный каток летом превращался  в футбольное поле, и целые поколения игроков, в том числе и ореховцев, успешно играли в футбол и хоккей.

По мере распространения футбола, потребность в новых полях постоянно росла. Позже была образована Орехово-Зуевская футбольная лига, в рамках которой играли и команды из соседних селений Дулёва (предприятия Кузнецовых) и Дрезны (фабрики Зиминых).

В 1909 году А.В. Чарнок добился у владимирского губернатора И.Н. Сазонова утверждения устава «Клуб-спорта Орехово» (КСО). Сам Чарнок стал председателем клуба, Сергей Сергеевич Куприянов – его заместителем, а Яков Климентьевич Чарнок (Джеймс Клемент Чарнок), племянник первого Джеймса Чарнока (Яков Васильевич) – капитаном футбольной команды. Позже он возглавил Орехово-Зуевскую футбольную лигу. Из всего этого нетрудно сделать вывод, что именно по инициативе Викуловичей начал развиваться ореховский футбол, и он стремительно развивался. Появился футбол и на фабриках Тимофеевичей, хотя их нередко критиковали за недостаточное внимание к этой игре.

Интерес к футболу продолжал расти и в Москве. Тогда основным соперником британских футболистов являлся СКС, что и подтвердили соревнования 1909 года, когда была предпринята попытка провести первый чемпионат города. Для участия в нём были приглашены «гранды» того времени: БКС, СКС, «Унион» и КСО, весть об отменной игре которого дошла и до Москвы. Но этот турнир проходил без соблюдения какого-либо регламента. Некоторые игры не состоялись вовсе. В результате БКС, который играл на своём поле на Вознесенской улице (ныне улица Радио), превзошёл всех соперников. Несмотря на поражение ореховцев, журнал «Русский спорт» писал: «Как по передаче, так и по пассировке ударов «морозовцы» стоят выше московских футболистов, исключая, конечно, англичан».

Стоит вспомнить ещё один матч этого неофициального турнира. В августе 1909 года в Москве появился первый настоящий стадион – обнесённый забором, со скамейками для зрителей, с платными входными билетами. Он открылся на улице Стромынка рядом с парком Сокольники, и 30 августа здесь состоялся московский дебют «морозовцев». Их соперниками были хозяева поля, футболисты СКС. Как писала пресса, команда клуба при фабрике Морозова наполовину состояла из  англичан. И далее: «Первое впечатление, когда они вышли, было великолепное: симпатичные костюмы, известная дисциплина усиливали его… СКС тем не менее продержался 16 минут до первого гола… Атаковали морозовцы, и здесь особенно выделялся Чарнок». Этот матч завершился победой КСО со счётом 2:1. Добавим, что стадион на Стромынке действует и ныне. Там тренируются легкоатлеты, а рядом с ним построен крытый манеж – «Олимпийский центр им. братьев Знаменских».

К тому времени футбольная общественность пришла к мысли об объединении московских клубов в единую структуру. 14 ноября 1909 года состоялось заседание инициативной группы, на котором обсуждался вопрос об уставе Московской футбольной лиги (МФЛ). В состав этой группы входили и два представителя от «морозовцев» Джеймс Чарнок и Уильям (Василий Васильевич) Чарнок, брат А.В. Чарнока. В отличие от других Чарноков-директоров, Уильям работал на Никольской мануфактуре Викуловичей инженером по паровым котлам и машинам, а на футбольном поле «рыжий Вилли» позднее заслужил звание лучшего игрока всей МФЛ.

Наконец, 21 декабря того же года устав Лиги был официально утверждён, и через полгода, 12 июня 1910 года, прошло учредительное собрание МФЛ. Оно состоялось в известном московском ресторане «Эрмитаж». На заседании был избран руководящий комитет Лиги, председателем которого стал владелец шёлкоткацкой фабрики француз А.П. Мусси.

Его заместителями были выбраны Д.С. Годфри, директор Невского стеаринового завода, при котором состоял БКС, и Роберт Фердинандович Фульда, беззаветно преданный футболу и теннису и владевший в Москве большим ювелирным магазином. Именно он вместе с Мусси организовал первый московский клуб СКС, открыл первый столичный стадион на Стромынке и преподнёс в дар МФЛ кубок, который вручался затем победителю чемпионата Лиги. Отсюда и название этого турнира – розыгрыш Кубка Фульда.

На том же заседании МФЛ приняла решение о проведении первого розыгрыша Кубка Фульда, ставшего фактически чемпионатом Москвы. Единственной немосковской командой был КСО. И «морозовцы» доказали, что их пригласили не зря, одержав верх не только в первом розыгрыше, но и в трёх последующих, то есть практически до начала Первой мировой войны. Вспомним  некоторые моменты этого победного пути ореховцев.

Стартовый матч чемпионата состоялся 15 августа 1910 года. В этот день КСО играл против «Замоскворецкого клуба спорта» и выиграл с «сухим» счётом 4:0.

А 29 августа соперником «морозовцев» был фаворит чемпионата «Сокольнический клуб спорта», и игра проходила на его стадионе на Стромынке. Нападающий СКС Леонид Смирнов, автор первого гола, в своих воспоминаниях писал, что на фоне неприглядного внешнего вида его одноклубников и их неорганизованного выхода на игру, «морозовцы» произвели настоящий фурор среди московской публики: «На поле они вышли все одновременно и в одинаковой одежде. Это были сатиновые рубашки небесно-голубого цвета, белые трусы и чёрные гетры с голубыми отворотами. Московский зритель впервые увидел на футболистах белые трусы, что стало неожиданностью для всех. Появление незнакомой для москвичей команды и её великолепный внешний вид произвели громадное впечатление на всех собравшихся. После этого московские команды переняли этот красивый выход на разминку, и это стало у них традицией».

Правда, невиданная ранее в Москве форма не помогла КСО в его этом матче, который он проиграл со счётом 2:6, и главное было впереди. Вот что писал другой игрок СКС, Михаил Ромм, впоследствии известный футбольный специалист, автор книги «Я болею за «Спартак»: «Мы выиграли все четыре соревнования (т.е. матча – Г.Б.), нанесли поражение нашему главному сопернику. Результаты первого круга превратили нашу надежду в уверенность… Кубок Фульда, казалось, был уже у нас в руках. Но второй круг принёс нам разочарование… 3-го октября мы выехали в Орехово-Зуево для встречи с морозовцами. Обе команды имели к этому времени по десять очков, но у нас была лишняя игра в запасе. Стадион был заполнен до последнего места. Деревья вокруг него превратились в дополнительные трибуны. Как непохожи были орехово-зуевские болельщики в рабочих куртках и рубахах, в картузах и смазных сапогах на чистую московскую публику в пальто и котелках. И с каким энтузиазмом встретили они своих игроков, когда те выбежали на поле для разминки! Вот где черпали морозовцы свои резервы, вот кто помог им стать лучшей московской командой довоенных лет и четыре года подряд выигрывать кубок Фульда… Мы сразу поняли, что игра предстоит трудная, что силы противника будут удвоены моральной поддержкой зрителей. КСО выиграл встречу со счётом 7:2. Хозяева поля играли с большим подъёмом и превосходили нас сыгранностью и точностью распасовки. Сильно провёл встречу Вильям Чарнок, забивший три мяча».

Игра проходила на поле в «Парке народного гуляния господ Морозовых» (позже Парк 1 мая), и оно тогда считалось лучшим во всей Лиге. Когда же встал вопрос об участии «морозовцев» в чемпионате Москвы, было решено построить главное футбольное поле в самом красивом месте. Это была часть территории парка «Народного гуляния при фабриках господ Морозовых», как  значилось на афишах. Поле для футбола строилось на средства Викуловичей, поскольку именно они содержали команду КСО. Вот что писал В.С. Лизунов: «Это футбольное поле было сооружено в период с 1909 по июнь 1910 годов. Исключительно ровный и изумрудный ковёр площадки КСО был окружён высокими соснами, липами, дубами и берёзами. Плац обрамляла хорошо укатанная гаревая дорожка, вдоль которой стояли лавочки для зрителей. На западной стороне находились деревянные трехъярусные трибуны, а на противоположной стороне – павильон для футболистов с душем. Поле было огорожено невысоким штакетником, у которого во время матчей фланировали полицейские. В северо-западной стороне парка, недалеко от поля, стояло красивое деревянное двухэтажное здание Морозовского летнего театра, а в южной части – летняя эстрада».

Ранее, к открытию футбольного поля 27 июня 1910 года был приурочен товарищеский матч КСО с «Британским клубом спорта» (БКС), считавшимся тогда сильнейшей командой Москвы. К большой радости ореховских болельщиков, выиграли «морозовцы».

А в первом чемпионате Москвы в 1910 году, в котором британцы не участвовали, «морозовцы» выиграли и остальные матчи и завоевали Кубок Фульда, ставший переходным. Победители получили также памятные жетоны. Турнир проходил в два круга, и КСО одержало в нём семь побед при одном поражении при соотношении забитых и пропущенных мячей 43:14. По завершении сезона они сыграли со сборной Москвы и выиграли со счётом 3:1, положив начало ещё одной ежегодной традиции.

Вот имена первых чемпионов МФЛ: голкипер Н. Макаров, беки Сазонов и В. Мишин, хавбеки А. Акимов, Дж. Чарнок и Н. Кынин, форварды А. Томлинсон, Т. Бонд, В. Чарнок, А. Кононов и А. Мишин. За команду выступали также К. Андреев, А. Бледнов, П. Иванов, М. Савинцев, А. Степанов, О. Хаваев, П. Чичваркин и др. Играла она по модной тогда системе 2-3-5. Её соперниками были московские клубы (в порядке занятых мест в турнирной таблице): вышеназванные СКС, ЗКС, КФС и «Унион».

Профессор Гамэр Баутдинов