Во время посещения сайта Официальный сайт Орехово-Зуевского городского округа вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
18 января исполнилось 95 лет со дня рождения нашего земляка Василия Павловича Мишина (1917-2001 г.г.) - первого заместителя главного конструктора первого ОКБ ракетно-космической техники, известного учёного в области механики, процессов управления и физико-технических проблем энергетики, заслуженного изобретателя РСФСР, академика АН СССР, Героя Социалистического Труда.
По данным БСЭ он родился 18 января 1917 г. в г. Орехово-Зуево (по другим – в деревне Бывалино) в семье рабочего-мастерового. Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, одновременно окончил сельскую школу-семилетку. Затем окончил ФЗУ при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Работал слесарем в цехе особых заданий ЦАГИ. В 1941 г. окончил МАИ (факультет вооружения). Во время учебы в институте занимался в аэроклубе института, получил квалификацию инструктора-планериста.
В 1970-е г.г., когда Центральным конструкторским бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) вместо Королёва руководил В.П. Мишин, конструкторы Орехово-Зуевского СКБ во главе с П.И. Зимой разработали изделия, входившие в состав бортовой системы жизнеобеспечения экипажа космических кораблей. Разработчики: А.Н. Терентьев, В.Я. Терещенко и Г.Н. Шувалов. Комплект изделий после заводских испытаний был передан заказчику для проведения летных испытаний в составе объекта. В СКБ г. Орехово-Зуево также создан комплект агрегатов бортовой кислородной системы скафандра по программе «Луна» (разработчики А.Н. Терентьев и В.Я. Терещенко). Комплект изделий успешно прошел все виды заводских испытаний и был передан заказчику для проведения летных испытаний. Однако, дальнейшие работы были приостановлены в связи с закрытием «лунной программы» в 1974 г..
В годы Великой Отечественной войны Мишин работал в ОКБ № 293. Наиболее удачная его разработка в военные годы - дистанционно управляемые двухпулеметные авиационные установки, высоко оцененные специалистами. В конце войны ОКБ № 293 Болховитинова было поручено создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. Мишин был подключен к работе над жидкостно-ракетной установкой самолета. После появления на фронте в 1944 г. немецких реактивных истребителей был спешно создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1), Мишин разработал проект высотной исследовательской ракеты на основе двигателя самолета БИ. В 1945 г. В.П. Мишин, включен в состав бригады инженеров, направленных в Германию на поиски ракетной техники и документации Фау-2. Там Мишин познакомился с С.П. Королёвым, нашел часть технической документации ракеты Фау-2, возглавил опытное расчетно-теоретическое бюро, в котором был восстановлен полный комплект этой документации.
С 1946 г. и в течение 20 лет В.П. Мишин - бессменный первый заместитель С.П.Королева. Первоначально они работали в НИИ-88, где Мишин руководил проектным бюро. В 1955 г. Мишин участвовал в разработке ракеты Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке. За выдающиеся заслуги в создании баллистической межконтинентальной ракеты Р-5 В. П. Мишину присвоено звание Героя Социалистического Труда. Трудно переоценить заслуги нашего земляка в успешных запусках первой межконтинентальной ракеты Р-7, в выведении на орбиту первого искусственного спутника Земли, в подготовке первого полета человека в космос. В.П. Мишин играл большую роль и в запусках межпланетных станций «Луна» (1959); автоматической межпланетной станции «Венера-1» (1960); создании космического автоматического спутника-разведчика «Зенит» (1962); выведении на орбиту первого спутника связи «Молния-1» (1965); в подготовке облёта Луны и возвращении на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме (1968).
После внезапной смерти С.П. Королева в январе 1966 г. В.П. Мишин назначен Главным конструктором ОКБ (ЦКБЭМ). На этом посту Мишин не смог полностью заменить Королёва, в результате в 1966-1968 г.г. были существенно снижены темпы работ. В ЦКБЭМ при Мишине создан пилотируемый корабль «Союз» и первая советская орбитальная станция «Салют», разработана и доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1. Но в отличие от Королёва, Мишин не мог сопротивляться диктату партийного руководства и был вынужден производить запуски недоработанных космических аппаратов к юбилейным датам. Следствием стали такие трагедии, как гибель «Союза-1» с В.Комаровым в 1967 г., гибель «Салюта» с экипажем (космонавты Г.Добровольский, В.Волков, В.Пацаев), четыре неудачных пуска ракеты Н-1. Высадка американских астронавтов на Луну означала проигрыш СССР в «лунной гонке», после чего руководство КПСС и СССР потеряло интерес к этой теме.
Обладая выдающимся талантом конструктора, Мишин имел сложный характер. Существуют различные точки зрения на деятельность академика Мишина на посту Главного конструктора, вплоть до самых полярных. В 1974 г. В.П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ. Однако он не пал духом и развернул преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в МАИ, где ещё в 1959 г. организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов. На посту руководителя этой кафедры Василий Павлович проработал до последних дней своей жизни. В.П. Мишин - автор многочисленных передовых научно-технических разработок, научных трудов и учебников, в том числе и «Дневников ракетчика» - «документа эпохи», особо интересного для специалистов. Жил в Москве. Скончался 10 октября 2001 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. В Москве и городе Королёв Московской области на домах, в которых жил Герой, а также на здании МАИ, установлены мемориальные доски.
Евгений Голоднов, краевед.
Источники: