Во время посещения сайта Официальный сайт Орехово-Зуевского городского округа вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Меню

Учительница детей последнего императора России проживала в Орехово‑Зуеве

31 мая 2017 в 16:41Обновлено 29 июля 2019 в 16:56 Просмотров: 353

На майском заседании Морозовского клуба с докладом о трагической судьбе К.М. Кобылинской, проживавшей в 30-е годы прошлого века в Орехово-Зуеве, выступила член Морозовского клуба Н.М. Ерошина.

Просматривая старые подшивки газет, Наталья Михайловна обнаружила в газете «Орехово-Зуевская правда» на православной странице «Благовест» (статья «Кровью мучеников созидалась святая Церковь», N151 от 21.09.1999 г.) короткую запись о том, что в нашем городе на ул. Дзержинского 45 проживала некая Кобылинская Клавдия Михайловна, русская, из дворян. В 1918 году она была педагогом у царских детей в городе Тобольск. А муж ее был начальником охраныьв Царском селе, а затем и в Тобольске. В 1937 году Клавдия Михайловна была арестована и расстреляна.

Заинтересовавшись этой информацией, Наталья Михайловна решила более подробно узнать об этих людях. В ходе изучения различных источников, в том числе книг: Жук Ю.А. «Претерпевшие до конца. Судьбы царских слуг, оставшихся верными долгу и присяге»; Э.Радзинский «Господи…спаси и усмири Россию», ей стало известно, что Клавдия Михайловна Битнер, родилась 20 июля 1878 года в Санкт-Петербурге в семье Потомственного Дворянина Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Окончив гимназию и Санкт-Петербургские Высшие Женские Курсы в 1899 году Клавдия поступает в Царскосельскую Мариинскую женскую гимназию, где много лет служит в должности Классной Надзирательницы (Классной Дамы).

В начале Первой мировой войны К. М. Битнер, обучившись на Курсах Сестёр Милосердия Военного Времени, поступает на работу в Царскосельский Лианозовский лазарет. Здесь она знакомится с находившимся на лечении полковником Е. С. Кобылинским, с которым у неё завязались дружеские отношения. В конце августа 1917 года, когда Царская Семья уже находилась в сибирской ссылке, К. М. Битнер, бывшая в то время в Перми в гостях у матери, приезжает в Тобольск навестить Е. С. Кобылинского, который вслед за царской семьей также был направлен в Тобольск. Но, помимо этого официального предлога, К. М. Битнер должна была передать находившемуся в ссылке Государю письмо от Его сестры – Великой Княгини Ксении Александровны.

Приехав в Тобольск, К. М. Битнер пытается найти работу в местной женской гимназии в должности учителя французского языка. Узнав о том, что Клавдия Михайловна также находится в Тобольске, Царские Дети пожелали, чтобы именно она проводила с ними занятия по отдельным предметам за гимназический курс. Получив согласие от Государыни и комиссара В. С. Панкратова, К. М. Битнер начинает давать уроки русского языка, математики и географии Наследнику Цесаревичу Алексею, а истории и русской литературы – младшим Великим Княжнам Марии и Анастасии.

После того, как Царская Семья была отправлена в Екатеринбург, К. М. Битнер осталась в Тобольске. Здесь она вышла замуж за полковника Е. С. Кобылинского и до 1919 года работала преподавателем французского языка в Тобольской женской гимназии. Вскоре супруги Кобылинские переехали из Тобольска в Ишим. Полковник Е.С. Кобылинский к тому времени вновь возвратился в строй и состоял на службе в должности штаб-офицера для поручений при главном начальнике Тюменского военного округа генерал-лейтенанте В. В. Рычкове. С августа 1919 года, супруги Кобылинские проживают в Омске, где полковник Кобылинский продолжает свою службу, а Клавдия Михайловна до марта 1920 года работает в структуре Военного Комиссариата. После того, как бывшая столица Красного Урала – г. Екатеринбург - вновь переходит к большевикам, К. М. Кобылинская, ожидавшая к тому времени ребёнка, временно расстается с мужем и возвращается в Тобольск. После рождения сына она вновь поступает на работу в должности педагога французского языка. Полковник Е. С. Кобылинский, отступая вместе с войсками Сибирской Армии, в бою под Красноярском попадает в плен, где перед ним встает выбор: или быть расстрелянным или перейти на службу к большевикам. Евгений Степанович выбирает последнее и около двух лет служит в РККА в качестве Военспеца. По окончании военных действий на Дальнем Востоке он переезжает в город Рыбинск Ярославской губернии. В августе 1922 года к нему приезжает и его жена с маленьким сыном Иннокентием.

В 1927 году начинаются первые репрессии. Кобылинского Е.С. арестовывают, обвинив в участии в контрреволюционной организации, якобы, поставившей перед собой задачу свержения Советской власти и готовившейся встать на путь открытого террора против руководителей государства и членов правительства СССР. В итоге Кобылинский Евгений Степанович был расстрелян и похоронен в безымянной могиле.

Оставшись одна с малолетним сыном Иннокентием, Клавдия Михайловна в 1931 году сначала переезжает в Москву, а в 1933 году -- в город Орехово-Зуево, где поступает на работу в должности преподавателя иностранных языков на Рабфак при заводе «Карболит». Выйдя на пенсию, подрабатывает частными уроками. Неожиданно 10 сентября 1934 года К. М. Кобылинскую арестовывают в связи с делом о так называемых «Романовских ценностях», расследуемым ПП ОГПУ по Свердловской области. О тех ценностях, которые Царская Семья перед отъездом из Тобольска передала на хранение своему духовнику из числа местного духовенства – о. Алексею (А. П. Васильеву). На допросе Клавдия Михайловна рассказала о царских драгоценностях, которые приносил в дом ее муж и передал затем на хранение тобольскому купцу К. И. Печекосу. Вспомнила и то, как на последнем уроке Цесаревич Алексей передал ей коробочку с серебряными рублями, попросив закопать их поглубже, так как «монетки редкие»… После нескольких допросов и содержания под стражей её на некоторое время отпустили, но вскоре вновь арестовали. Сын-школьник в то время оставался дома совсем один. От Клавдии Михайловны требовали признаться в участии в деле сокрытия царских ценностей, требовали составить список переданных драгоценностей, угрожали, но она не сказала ничего конкретного. Судя по материалам дела, К. М. Кобылинскую допрашивали 27 раз. Сначала свои пояснения она писала ровным и твёрдым почерком. Но с каждым днем ровные буквы превращались в дрожащие закорючки.

Судебной тройкой УНКВД по Московской области К. М. Битнер была осуждена за контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию и приговорена к высшей мере наказания – расстрелу. 27 сентября 1937 года приговор был приведён в исполнение близ деревни Дрожжино Ленинского района Московской области на так называемом «Бутовском полигоне». 16 марта 1956 года Постановлением Военной Коллегии Верховного Суда СССР Клавдия Михайловна Кобылинская (Битнер) была реабилитирована.

Что касается сына Кобылинских Иннокентия, то сведений о нем, практически никаких нет. Наталье Михайловне удалось узнать, что в книге известного орехово-зуевского краеведа Марии Даниловны Барышниковой «Все родное и близкое» (стр. 68) говорится, что Иннокентий учился в Орехово-Зуеве в ФЗУ. Сверстники называли его Кеша или Инка, что он был красивым, но бедовым парнем. Дальнейшая судьба Иннокентия Евгеньевича Кобылинского пока неизвестна.

Остается надеяться, что может быть кто-то, прочитав эту статью, дополнит ее своими воспоминаниями или какими-либо известными им фактами из жизни этих людях.

Н. Михалина