Во время посещения сайта Официальный сайт Орехово-Зуевского городского округа вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Меню

К 90‑летию (1932г.) образования первой в России Орехово‑Зуевской санитарно‑эпидемиологической станции (городской и районной)

12 сентября 2022 в 11:06 Просмотров: 28
Роспотребнадзор

Санитарное сообщество отмечает несколько дат рождения санитарной службы. Годами образования службы считаются даты создания губернских санитарных комиссий в дореволюционной России, дата издания Декрета от 15.09.1922 года «О санитарных органах республики», даты образования санитарно-эпидемиологических станций, дата образования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Первыми противоэпидемическими учреждениями на территории Российской империи можно считать постоянные карантины, создаваемые с середины XVIII века для ограждения территории от проникновения инфекционных заболеваний из-за ее рубежей. Основными обязанностями карантинных лекарей были предупреждение эпидемий и борьба с ними. Функции санитарного надзора в самой примитивной форме возлагались на полицию.

Идеи о необходимости создания специальных учреждений санитарно-эпидемиологического профиля зародилась в 70-х годах XIX столетия. В 1871 году земский врач Казанской губернии А.А. Серебряков на заседании общества врачей высказал предположение об организации санитарной станции для изучения влияния факторов среды на здоровье человека.

В Перми в 1886 г. учреждена губернская земская санитарная станция – первая в дореволюционной России, однако нет информации об ее структуре и административном устройстве.  К тому же через 3 года она была закрыта. С 60 годов XIX века начали формироваться губернские санитарные комиссии, а в 80-90 годах в ряде земств начали формироваться санитарные бюро, в задачу которых входили изучение санитарного состояния губерний, организация и руководство проведением санитарных и противоэпидемических мероприятий в земствах. В 1891 г. к гигиеническому институту Московского университета, основанному Ф.Ф.Эрисманом, была присоединена устроенная городом и содержащаяся на его средства санитарная станция для исследования пищевых продуктов и других предметов первой необходимости. По договору она осуществляла санитарный контроль воды открытых водоёмов, почвы и пищевых продуктов, продаваемых на рынках.

Инициатором создания единого комплексного санитарно-эпидемиологического учреждения -санитарной станции в 1910 году был К. Ю. Кононович, в то время работавший санитарным врачом Могилевского губернского земства.Этой попытке суждено было сбыться только в 1922 году и не в г. Могилеве, а в г. Гомеле.

 Формирование санитарной организации Гомельщины началось в конце 1919 года. В 1920 году, когда губернский центр был переведен из Могилева в Гомель, организовался губернский санотдел. Под его руководством в 1921 году в г. Гомеле была создана химико-бактериологическая лаборатория на базе четырех национализированных частных химико-бактериологических кабинетов и городской бактериологической лаборатории. Впоследствии создаются и другие отделы санитарной станции. Для их размещения губздравотделом отводятся помещения бывшей больницы Приказа общественного презрения, которые при содействии губернской чрезвычайной противохолерной комиссии были капитально отремонтированы. Историками медицины признается первенство по дате основания Гомельской санитарно-эпидемиологической станции на территории СССР.Ее торжественное открытие состоялось 29 октября 1922 года.Вступив в систему здравоохранения Гомельщины, станция располагала: хорошо оборудованной и оснащенной санитарно-гигиенической лабораторией; диагностической бактериологической лабораторией; дезинфекционным отделением; изоляционной квартирой на 10 мест, в т. ч. изолятора на 6 коек; прививочным отделением для производства антирабических, противооспенных и др. прививок; санитарным гужевым транспортом.

В последующие годы СЭС укрепляется за счет дополнительно организуемых отделений и лабораторий (пастеровское отделение для производства антирабической вакцины, противомалярийное отделение с амбулаторным приемом, гистологическая лаборатория и др.). Увеличение количества подразделений СЭС сопровождалось расширением штата ее сотрудников, и к 1924 году Гомельская СЭС первая перешла дифференцированное обслуживание населения по отдельным специальностям санитарного дела (пищевая, коммунальная, школьная санитария).

В 1923г. Советом народных депутатов Украины принимается декрет "О санитарных органах республики". К 1927г. в области функционирует довольно разветвленная сеть санитарно-бактериологических лабораторий, малярийных станций и отрядов, пастеровских и дезинфекционных станций.

Следующий период деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы начинается с VI Всеукраинского санитарного совета, который состоялся в октябре 1927 года. Во время работы сессии Александр Никитич Марзеев четко сформулировал необходимость организационно и юридически оформить санитарное учреждение, которое объединит все санитарно-профилактические учреждения. По его мнению, сеть учреждений службы по санитарным бюро, бактериологических, малярийных и пастеровских станций других учреждений требовала единого руководства на административном уровне. Идея комплексного санитарно-эпидемиологического заведения нашла поддержку среди специалистов.

 В ноябре 1927г. коллегией Наркомздрава Украины утверждено постановление об организации санитарно-эпидемиологических станций, объединяющих в единую систему санитарные и противоэпидемические службы, констатировав своем решении: "включить в состав санитарной организации райсанстанцию как отдельное санитарно-эпидемиологическое учреждение с самостоятельным бюджетом".

В 1931 г. статус санитарных станций был утвержден Советом народных комиссаров УССР, и к 1932 году только в Днепропетровской области насчитывалось уже 25 санэпидстанций, а на начало 1933 года -131.

В 1931 г. Совнарком РСФСР утвердил положение «О Санитарном Совете при Народном комиссариате здравоохранения РСФСР». В состав Совета входили представители профсоюзов, а Наркомтяжпрома, Наркомлегпрома, Наркомлеса, Наркомзема, Наркомсовхозов, Наркомснаба и других организаций.

20-26 мая 1932 г. на созданной Госпланом СССР Всесоюзной конференции по планированию здравоохранения и рабочего отдыха на основании доклада Алексея Николаевича Сысина и Александра Никитича Марзеева принято решение о повсеместной организации санитарно-эпидемиологических станций, как самостоятельных постоянно действующих учреждений санэпидслужбы, состоящих на государственном бюджете. Однако, это решение не имело статуса нормативного документа.

Но уже 4 октября 1932 года был подписано первое распоряжение главного врача Орехово-Зуевской районной санитарно-эпидемиологической станции Шрейбера Михаила Исааковича в книге распоряжений, сохранившейся в нашем учреждении как официальный документ и историческая реликвия.

Очень скоро санитарная станция завоевала признание и авторитет в горздраве, горсовете, горкоме партии, и у населения. Здесь, в Орехово-Зуеве, СЭС была признана не только «де-факто», но и «де-юре». Иное дело –в мособлздравотделе, только плановый отдел признавал СЭС и ежегодно, начиная с 1933 года, финансировал ее расходы. Что касается санитарно-эпидемиологического отдела, (слайд24) то с его стороны организация СЭС встретила скорее скептическое, чем благожелательное отношение, однако и препон никаких никто не ставил.  И, только с 1936 года, санэпидотдел мособлздравотдела (завед. Лавров А.А.) стал оказывать непосредственную помощь.

«Орехово-Зуевская районная санитарная станция была первой в РСФСР. Ее предшественниками нельзя полностью считать не только упомянутые украинские станции, но и Московскую городскую санитарную станцию, организованную еще в девяностых годах 19 столетия проф.Эрисманом Ф.Ф. ,поскольку эта станция была только лабораторной базой санитарной организации»

С 1932 года санитарная станция стала самостоятельным распределителем кредитов. Это позволило ввести хозрасчетные операции: на хозрасчет была переведена обширная программа лабораторных исследований питьевой воды городов и поселков района. На хозрасчете находилось отделение профилактической дезинфекции. Собираемые спецсредства позволяли содержать дополнительный персонал и расходовать деньги на оснащение станции.

Исходя из сказанного, Орехово-Зуевская санитарно-эпидемиологическая станция была создана не «сверху», а «снизу». Не «благодаря», а «вопреки». Это не только заслуга, но и личное мужество двух санитарных врачей- Померанцева Всеволода Георгиевича и Шрейбера Михаила Исааковича.  

В отличие от санитарных станций на Украине, которые функционировали в соответствии с Постановлением Совета народных комиссаров УССР от 1931 года, Орехово-Зуевская СЭС фактически работала без статуса вплоть до утверждения 14.05.1939г. Наркомздравом СССР «Положения о районных и городских санитарно-эпидемиологических станциях».

Более того, после создания нашей СЭС в стране были приняты нормативные документы:  Об организации Госсанинспекции ЦИК и СНК СССР23.12. 1933 г. №85/2746, Положение о Госсанинспекции РСФСР ВЦИК и СНК РСФСР 20.03.1934г, Положение о Всесоюзной госсанинспекции СНК СССР27.07.1935г. №1578. В ситуации, которая сложилась в СССР в конце 30-х годов 20 века, деятельность СЭС могла быть признана незаконной со всеми вытекающими последствиями.  

С первых лет образования, СЭС стала «школой» передового опыта в СССР. В Орехово-Зуево приезжали знакомиться с опытом работы многочисленные делегации. Только за период 1952-1956 гг. Орехово-Зуевскую СЭС посетили 206 врачей и других специалистов из 6 союзных республик,19 областей,5 АССР. 3 делегации были из КНР, КНДР и Болгарии. Из некоторых областей делегации приезжали по нескольку раз: из Ивановской и Владимирской- по 7, Свердловской- 4, Калужской-3, из Белоруссии-4 раза. С 1947 по 1959 годы ежеквартально в Орехово-Зуево приезжали группы врачей-курсантов ЦИУ (1-2 группы по 20-50 человек, всего около 1000 человек). В первый год (1947) в город выезжала группа курсантов- заведующих облздравотделами и министров здравоохранения республик (Молдавской, Татарской, Якутской) с целью ознакомления с работой СЭС как таковой, поскольку санэпидстанции еще не стали в то время повсеместной формой организации санэпидслужбы. Заключительная дискуссия прошла под председательством Алексея Николаевича Сысина.

С момента образования в СЭС развернулась мощная научно-практическая деятельность. Всего за 1918-1965 гг. поддерживалась связь с 4 институтами общего профиля, с 6 институтами эпидемиологического профиля, 4 институтами гигиенического профиля –всего с 14 институтами по 20 темам.